Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

vdn

1000 русских художников 415 (Михаил Зощенко)

Зощенко Михаил Иванович
(1857—1908)

Коренной петербуржец Михаил Иванович Зощенко известен прежде всего как отец писателя М.М. Зощенко. Известен и как художник, работавший в различных жанрах изобразительного искусства. С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: Волостной суд (1888), Свой вор (1889), В ожидании найма (1890), Гадание, У плетня, В крестьянской избе (все — 1890-е), В тишине (1908).
Писал М.И. Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года) (1904), Переход Суворова через Альпы в 1799 году (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.

Волостной суд
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО. Волостной суд. 1888
Collapse )
vdn

1000 русских художников 412 (Степан Бакалович)

Бакалович Степан Владиславович
(1857—1947)

Жизненный путь одаренного российского художника Степана (Стефана) Владиславовича Бакаловича типичен для тех художников, чье творчество принадлежит многим культурам. Поляк по рождению, получивший начальное художественное образование в Варшавской рисовальной школе у своего отца, Стефан Бакалович в 1876 году поступает в петербургскую Академию художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью в 1881 году. Заметим, что картина, за которую он был отмечен медалью и правом на пенсионерскую поездку, была патриотична для России: «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков».
А далее С.В. Бакалович уже не живет в России. После многочисленных путешествий он, очарованный Италией, остается в ней до конца жизни, хотя связь с Россией не прерывает. На академических выставках в Петербурге регулярно выставляются его картины, которые пользуются большой популярностью и спросом, кстати, и в Италии. За ряд картин он получает звание академика, являясь по существу одним из последних представителей уходящего, но совсем недавно очень популярного в Европе течения в живописи — позднего классицизма.
С началом Первой мировой войны связь художника с Россией обрывается навсегда. Более того, в конце тридцатых годов ХХ века, в преддверии бурных лет Второй мировой войны пожилой художник исчезает даже для искусствоведов.

В приемной у мецената
СТЕПАН БАКАЛОВИЧ. В приемной у мецената. 1890
Collapse )
vdn

1000 русских художников 398 (Николай Лосев)

Лосев Николай Дмитриевич
(1855 — после 1901)

Став вольноприходящим учеником Академии художеств в 1870 году, Николай Дмитриевич Лосев в 1874 перешел в очные академисты — юноша почувствовал уверенность в своем немалом таланте. Успехи обозначились довольно скоро: в 1879 году Н. Лосев получил малые серебряную и поощрительную медали, в 1880 — две больших серебряных медали. После окончания в 1881 году научного курса молодой художник получает в 1882 году малую, а в 1883 большую золотую медаль за выполнение программы «Последние минуты святого Михаила Черниговского перед ставкой Батыя». Одновременно удостаивается звания классного художника первой степени и правом на пенсионерскую поездку за рубеж. Отложенную поездку в Европу Н.Д. Лосев совершил в 1886 году. К этому времени он стал широко известным живописцем, умелым мастером, поэтому присвоение ему в 1889 году за выполненную в командировке работу «Отпущение рабыни на свободу» звание академика явилось подтверждением высокого класса живописца. В своем творчестве художник помимо исторических сюжетов обращался к бытовым композициям (По рыбу с наметкой, Ответ милому, Недоразумение), которые также выполнял в соответствии с академической традицией — добротно, в деталях, слишком правильно.

Раздел наследства
НИКОЛАЙ ЛОСЕВ. Раздел наследства. 1894
Collapse )
vdn

1000 русских художников 395

Богданов Иван Петрович
(1855—1932)

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), подготовившее большое число ставших известными художников, оставалось до конца XIX века средним учебным заведением. Многие выпускники МУЖВЗ продолжали обучение в Академии художеств в Петербурге. Другие, получив прекрасную подготовку в училище, становились на путь самостоятельного творчества. Именно так поступил Иван Петрович Богданов, который учился в МУЖВЗ (1878—1889) у замечательных живописцев и педагогов В.Е. Маковского и И.М. Прянишникова.
В годы ученичества И. Богданов начинает представлять свои работы на выставках, вначале — МУЖВЗ, затем — Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого он стал в 1895 году. Писал бытовые композиции: С добычи (1883), За расчетом (1890), Новичок (1893), Подруги (1896), Бесприютные (1897), Богомольцы (1900), За васильками (1902), Крестьянин на пашне (1906), В саду (1906), По грибы (1907). Впрочем, удавались ему и портреты, и пейзажи (Портрет художника В.И. Позднеева, 1903; Пейзаж с хатами, 1912).
Потрясение октября 1917 года и последующие события сказывались на творчестве любого художника — многие меняли тематику своих произведений, свой стиль, свои взгляды. И.П. Богданов сохранил свое традиционное письмо (У костра, 1927), хотя и у него появились картины на темы недавней или современной ему истории (После студенческой забастовки, Везут в ссылку, Ленин и рабочий, все — 1920-е). В борьбе художественных направлений принимал относительное участие — с 1929 года был членом Московского объединения художников-реалистов. Причин корректировать свое умение и взгляды на жизнь и живопись у И.П. Богданова не было.
За расчетом
ИВАН БОГДАНОВ. За расчетом. 1890
Collapse )
vdn

Мастера мировой живописи 154

Поль ГОГЕН
1848 — 1903



Женщина, держащая плод. 1893

Судьба Гогена необычна: один из крупнейших мастеров XIX века, оказавший решающее влияние на искусство XX столетия, до двадцати пяти лет и не помышлял о том, что станет художником. В жилах Гогена смешалась и бурлила кровь разных наций и рас, наложив отпечаток на его жизнь, на отмеченный необузданностью нрав, проявившись во внешнем облике, в лице с резкими, словно вырубленными топором чертами.
Collapse )
vdn

Мастера мировой живописи 153

Макс ЛИБЕРМАН
1847 — 1935



Биргартен в Мюнхене

Макс Либерман — один из ведущих немецких живописцев XIX столетия, яркий и самобытный мастер европейского реализма. Его путь в искусстве определила увлеченность творчеством известных художников 1850—1870-х годов — венгра М. Мункачи, французов Г. Курбе и Ф. Милле, его соотечественника А. Менцеля. Либерман не писал исторических полотен, не увлекался драматическими сюжетами из социальной действительности, не создавал произведений в духе салонной живописи. Он оставался всегда верен натуре, любил путешествия, новые впечатления, в которых находил сюжеты для своих полотен. Как и всех мастеров XIX столетия, его интересовала пленэрная живопись. Поэтому столь большой интерес у него вызвало творчество французских импрессионистов, живописные завоевания которых он соединил со своим глубоким видением натуры, стремлением отображать современную жизнь в тех ее проявлениях, которые он считал достойными кисти художника.
Collapse )
vdn

Мастера мировой живописи 152

Анри РУССО
1844 — 1910



Заклинательница змей. 1907

Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль. Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.
Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери своих выставок для всех желающих. Над картинами Руссо, представшими в Салонах независимых, потешались, хохотали до упаду, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с хорошо обученными профессионалами.
Collapse )

Вся подборка Мастера мировой живописи
vdn

1000 русских художников 392

Крачковский Иосиф Евстафьевич
(1854—1914)

Иосиф Евстафьевич Крачковский относится к тем художникам, творчество которых, не достигая вершин изобразительного искусства, составляет основу живописной системы. Его первые пейзажи, очень реалистично передававшие привлекшие внимание художника фрагменты окружающей природы (Мельница, 1875; Речка Смедова в имении Д.В. Григоровича Дулебово Зарайского уезда Рязанской губернии, 1876), были написаны во время обучения в Академии художеств в Петербурге (1871—1880). Его учителем был замечательный художник и педагог М.К. Клодт.
После окончания Академии художник находился в пенсионерской поездке (1880—1884) в Европе, где познакомился с экспозициями музеев европейских городов. По возвращении на родину получает за ряд работ звание академика (1885). В дальнейшем И.Е. Крачковский работал преподавателем в Рисовальной школе Общества поощрения художников, много путешествовал. Его пейзажи, передающие южные красоты России, Италии, Франции, выполнены в традициях академических предначертаний. Они красивы, уравновешены, хотя и не лишены авторских интонаций. Художник известен, его творчество привлекает многих любителей пейзажа.
Бахча
ИОСИФ КРАЧКОВСКИЙ. Бахча
Collapse )

Вся подборка 1000 русских художников