Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

vdn

1000 русских художников 457 (Андрей Шильдер)

Шильдер Андрей Николаевич
(1861—1919)

Быть учеником И.И. Шишкина и не испытать влияния столь мощной человеческой и творческой натуры — такого, наверное, быть не могло. Поэтому понятно, что среди пейзажей Андрея Николаевича Шильдера можно найти изображения шишкинских сосновых лесов, заваленных снегом непроходимых чащоб, родников среди деревьев. Но понятно и другое: чтобы достичь эпической величавости Шишкина, нужно быть не меньшей глыбой в живописи, что и он. И потому, рассматривая такие работы А.Н. Шильдера, как Туман в горах, Ручей в лесу, Овраг, Парк, Дача в Финляндии, Березовый лес, отмечаешь большую мягкость, лиричность, какую-то домашность в изображении природы, словно пейзажи художника сделали шаг, несколько шагов в направлении творений И.И. Левитана. В 1903 году А.Н. Шильдер стал академиком пейзажной живописи. Особую известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля Город, которую художник написал к Нижегородской всероссийской выставке 1896 года. Интересна картина Село. Закат: она, видимо, одна из последних работ художника. Незатейливая окраина бедной деревушки. Отвоеванные у предлесья клочки земли. Скудный урожай собран. Впереди зима, не обещающая ничего доброго (год написания-то пейзажа 1919). И все же жизнь должна продолжаться. И природа, споря с надвигающейся осенью, подарит еще много теплых минут, а то и часов. Нас же пусть согревает знание того, что работы А.Н. Шильдера представлены во многих областных художественных музеях и галереях.

Ручей в лесу
АНДРЕЙ ШИЛЬДЕР. Ручей в лесу. 1906

Collapse )
vdn

1000 русских художников 454 (Антонина Ржевская)

Ржевская Антонина Леонардовна
(1861—1934)

Жизнь и творческая судьба Антонины Леонардовны Ржевской (Поповой по рождению) интересны нам по многим причинам. Известно, что после отмены в стране крепостного права (1861) многие дворянские семьи, особенно из мелкопоместных, лишаясь каких-то материальных возможностей, начинали вести жизнь, полную невзгод и лишений. Именно в такой семье в одном из сел Тверской губернии и родилась будущая художница. Положение семьи Поповых особенно осложнилось после того, как умер отец, и мать с тремя детьми переехала в Тверь. Юная Антонина, которую еще в гимназии звали «художница», вынуждена была пойти корректором в типографию для материальной поддержки себя и семьи.
В 1880 году девушка переезжает в Москву и, продолжая работать, становится вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ее материальное положение улучшилось лишь после того, как ее наставник В.Е. Маковский стал находить ей учеников, которым она давала частные уроки рисования и живописи.
Переезд семьи Ржевских в глухую провинцию (по месту службы мужа) осложнил еще не состоявшейся художнице занятия любимым делом. Все же с начала 1900-х годов ее простые, без подтекста картины на бытовые сюжеты стали регулярно появляться на выставках Московского общества любителей художеств. Еще раньше она стала экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок, XXV выставка принесла большой успех А.П. Ржевской: на ней была показана полная юмора, доброты и мастерского исполнения картина «Веселая минутка», которую еще до выставки приобрел П.М. Третьяков для своей галереи. Отметим также, что А.Л. Ржевская была одной из первых художниц, членов товарищества. Известны и другие работы мастера: Да исправится молитва моя, В сумерках, Осень, У окна, Музыка. Она пишет тонкие, поэтические портреты, увлекается пейзажем. В годы Первой мировой войны художница переезжает в Тарусу, где живет, пишет маслом и акварелью до последних часов своей жизни.


Веселая минутка
АНТОНИНА РЖЕВСКАЯ. Веселая минутка. 1897
vdn

1000 русских художников 452 (Екатерина Зарудная-Кавос)

Зарудная-Кавос Екатерина Сергеевна
(1861—1917)

Жизненной активности живописца и графика Екатерины Сергеевны Зарудной-Кавос с лихвой хватило бы на несколько человек. Учебу в петербургской Академии художеств (1881—1887), где среди ее преподавателей был сам П.П. Чистяков, она совмещала с поездками в Париж, в котором брала уроки у К. Дюрана и в академии Р. Жульена. В 1887 году Зарудная-Кавос заканчивает Академию в звании неклассного художника. Далее начинается жизнь, заполненная неустанным трудом, удивительными знакомствами, неординарной деятельностью. Среди исполненных Е.С. Зарудной-Кавос живописных и графических портретов — известнейшие деятели русской культуры: историк К.Н. Бестужев-Рюмин, сенатор В.А. Арцимович, публицист и философ В.С. Соловьев, писатель В.В. Водовозов, художники Н.А. Ярошенко и И.Е. Репин, юрист и писатель А.Ф. Кони, артисты П.В. Самойлов, В.Ф. Комиссаржевская, П.А. Корсаков, М.Н. Германова, композитор и дирижер М.М. Ипполитов-Иванов, писатели Н.А. Добролюбов и А.М. Горький. И помимо этой портретной галереи жанровые картины (например, Урок учения, Из детской жизни), многочисленные акварельные работы, рисунки и зарисовки, офорты.
Е.С. Зарудная-Кавос организовывала сатирические и детские журналы и сотрудничала во многих из них. В 1905 году совместно с А.М. Языковой открыла в Петербурге школу живописи, где преподавали такие художники, как Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере. При ее мастерской в Петербурге действовала воскресная школа рисования для рабочих.
Всей своей жизнью Е.С. Зарудная-Кавос являла пример кипучей женской натуры, значительная часть энергии которой с пользой послужила отечеству.

Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина
Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина
ЕКАТЕРИНА ЗАРУДНАЯ-КАВОС. Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина. 1889
vdn

1000 русских художников 448 (Дмитрий Мартен)

Мартен Дмитрий Эмильевич
(1860—1918)

Начавшийся в последние десятилетия XIX века подъем пейзажной живописи в русском изобразительном искусстве объясняется не только тем, что в этом жанре творили в то время много замечательных художников первой величины. Увлеченно работали и большое число живописцев, которые по своему таланту и мастерству уступали корифеям пейзажа, но оставляли и свой след в развитии отечественной пейзажной живописи. Среди них был и Дмитрий Эмильевич Мартен — художник, уделивший в своем творчестве много внимания северной природе и укладу жизни северян (не забудем, что север стал излюбленным мотивом не одного поколения советских живописцев-пейзажистов второй половины XX века).
Лучшие же работы Д.Э. Мартена находятся во многих музеях страны. Среди них и Государственная Третьяковская галерея — это уже знак качества.

 Северная деревня
ДМИТРИЙ МАРТЕН. Северная деревня. 1908
Collapse )
vdn

1000 русских художников 434 (Е. Тихменев)

Тихменев Е.
(конец XIX — начало XX века)

Охота с беркутом, Зубры в зимнем лесу, Затравленный волк, На току — названия картин, принадлежащих кисти Е. Тихменеву (по некоторым сведениям — Евгению Александровичу). Художник жил и писал свои наполненные зверьем работы на рубеже XIX—XX столетий. Сведений о себе не оставил, что имеет, возможно, неубедительное, но объяснение. Можно предположить, что пользующиеся спросом картины с экзотическим содержанием раскупались, что называется, с мольберта, не попадая на выставки и на глаза критиков. И хотя Е. Тихменев в Академии художеств не учился (в ее списках не значился), образование, видимо, имел приличное — в России в те времена действовало уже немало художественных учебных заведений. А талант к живописи у художника был.

Зубры в зимнем лесу
Е. ТИХМЕНЕВ. Зубры в зимнем лесу
Collapse )
vdn

1000 русских художников 426 (Алексей Степанов)

Степанов Алексей Степанович
(1858—1923)

Не столь известный, как многие его друзья по живописному сообществу — И.И. Левитан, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, Алексей Степанович Степанов пользовался любовью своих коллег, лично знакомых с художником, и симпатией любителей изобразительного искусства, хорошо знавших его пейзажно-жанровые либо пейзажно-анималистические работы: Лоси (1889), Деревня зимой (1890-е), Журавли летят (1891), После охоты (1894), Глухая провинция, Сбор на охоту, Волки ночью, Волки у плетня (все — 1900-е).
А. Степанов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1880—1884), в котором его учителями были И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.Д. Поленов. Побывал художник и на Западе. Там он познавал новые веяния в изобразительном искусстве и перенимал близкое и полезное для себя. Но больше А.С. Степанова влекли путешествия по России, по Волге. Он любил изображать на своих полотнах представителей животного мира, особенно лошадей. В начале ХХ века принимал участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, был одним из учредителей Союза русских художников. В 1905 году А.С. Степанов удостоен звания академика живописи, с 1899 по 1918 год он с успехом преподает в МУЖВЗ. Среди его учеников будущие известные советские живописцы — П.Д. Корин, А.А. Пластов, Л.В. Туржанский и др.
В жизни А.С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей же памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, лошадьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа XIX—ХХ веков.

Журавли летят
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВ. Журавли летят. 1891
Collapse )
vdn

1000 русских художников 417 (Николай Хохряков)

Хохряков Николай Николаевич
(1857—1928)

Вятская земля дала русскому искусству таких замечательных живописцев, как И.И. Шишкин, братья В.М. и А.М. Васнецовы, А.А. Рылов. Последний оставил интересные воспоминания о своей малой родине. В частности, он писал о самой Вятке: «Отдаленный от центра, лежащий по Сибирскому тракту, город служил местом ссылки политических “преступников”... В городе было 25 тысяч жителей, мужская и женская гимназии, земское реальное училище, мужской и женский монастыри и около тридцати церквей. Железной дороги еще не было... Расположенный на трех крутых горах на берегу реки, с многочисленными колокольнями, куполами, садами город был очень красив тогда, особенно со стороны реки...»
В Вятке родился и Николай Николаевич Хохряков, талантливый пейзажист, хотя и не столь известный, как многие из его знаменитых земляков. Родился будущий художник в малообеспеченной мещанской семье, с детства увлекался копированием литографий. В молодости познакомился с приезжавшими летом в город братьями А. и В. Васнецовыми, которые и сыграли главную роль в судьбе Н. Хохрякова. Братья показали рисунки своего друга И.И. Шишкину, который бесплатно начал обучать юношу живописи. В 1880 году молодой Хохряков прибыл в Петербург. В 1882 году художник вынужден был возвратиться в Вятку. Однако приобретенные в северной столице знания и убеждение в своем предназначении заставили Н.Н. Хохрякова всерьез взяться за кисти. Работа художника Выселки была принята в 1884 году на выставку Товарищества передвижных художественных выставок. Успех воодушевил Н.Н. Хохрякова. В 1886 году он представляет на выставку тонкий по колориту и лиризму пейзаж Пасмурный день, тепло встреченный коллегами и зрителями и вскоре приобретенный П.М. Третьяковым. Решение материальных проблем позволило художнику совершить ряд путешествий, в том числе в 1893 году за границу. В советское время работа в местном музее и частые болезни не позволили Н.Н. Хохрякову полностью посвятить себя живописи, хотя писал художник до своих дней последних.

Пасмурный день
НИКОЛАЙ ХОХРЯКОВ. Пасмурный день. 1886
Collapse )
vdn

1000 русских художников 415 (Михаил Зощенко)

Зощенко Михаил Иванович
(1857—1908)

Коренной петербуржец Михаил Иванович Зощенко известен прежде всего как отец писателя М.М. Зощенко. Известен и как художник, работавший в различных жанрах изобразительного искусства. С 1877 по 1884 год он учился в Академии художеств, получив за свои успехи звание неклассного художника. По своим творческим устремлениям был близок к Товариществу передвижных художественных выставок, на экспозициях которого и демонстрировал свои картины: Волостной суд (1888), Свой вор (1889), В ожидании найма (1890), Гадание, У плетня, В крестьянской избе (все — 1890-е), В тишине (1908).
Писал М.И. Зощенко акварели, сотрудничал с рядом петербургских журналов. В 1895 году художник перешел в мозаичную мастерскую Академии художеств, где при его участии и под его руководством по картинам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова выполнены мозаики: Отъезд Суворова из села Кончанского (Отъезд Суворова в итальянский поход 1799 года) (1904), Переход Суворова через Альпы в 1799 году (1904). В 1905 году М.И. Зощенко возвращается к живописи. Пишет портреты и бытовые композиции. К сожалению, совсем недолго: он умирает в возрасте 51 года, оставляя в бедности семью: вдову и восемь детей, в их числе и двенадцатилетнего Мишу. В 1908 году в залах Академии художеств в Петербурге состоялась посмертная выставка работ М.И. Зощенко.

Волостной суд
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО. Волостной суд. 1888
Collapse )
vdn

1000 русских художников 398 (Николай Лосев)

Лосев Николай Дмитриевич
(1855 — после 1901)

Став вольноприходящим учеником Академии художеств в 1870 году, Николай Дмитриевич Лосев в 1874 перешел в очные академисты — юноша почувствовал уверенность в своем немалом таланте. Успехи обозначились довольно скоро: в 1879 году Н. Лосев получил малые серебряную и поощрительную медали, в 1880 — две больших серебряных медали. После окончания в 1881 году научного курса молодой художник получает в 1882 году малую, а в 1883 большую золотую медаль за выполнение программы «Последние минуты святого Михаила Черниговского перед ставкой Батыя». Одновременно удостаивается звания классного художника первой степени и правом на пенсионерскую поездку за рубеж. Отложенную поездку в Европу Н.Д. Лосев совершил в 1886 году. К этому времени он стал широко известным живописцем, умелым мастером, поэтому присвоение ему в 1889 году за выполненную в командировке работу «Отпущение рабыни на свободу» звание академика явилось подтверждением высокого класса живописца. В своем творчестве художник помимо исторических сюжетов обращался к бытовым композициям (По рыбу с наметкой, Ответ милому, Недоразумение), которые также выполнял в соответствии с академической традицией — добротно, в деталях, слишком правильно.

Раздел наследства
НИКОЛАЙ ЛОСЕВ. Раздел наследства. 1894
Collapse )