Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

vdn

Из комментов. Неактуальное. Про авторское право

Из комментов про Сталинградскую битву и Второй фронт:

Я не юрист, я редактор и издатель, поэтому упомяну лишь то, с чем сталкиваешься в практике. Причём, уже давно всё это похер. Просто комментарий к записи о недавнем недоумении Путина про учебники.

Запреты работают просто. По нашему закону. Есть автор — создатель интеллектуальной собственности. К ним относятся автор текста, стихов, музыкального произведения, архитектор здания, автор скульптуры, архитектор здания, предмета изобразительного искусства, и даже любой фотограф и дизайнер любого музейного интерьера, если такого даже и не было. А дальше любой издатель учебника, книги, альбома, видеопрограммы и проч. обязан договариваться с владельцем этого интеллектуального права. Никаких поблажек для образовательного продукта нет, никаких правил цитирования нет. Это, как правило, потомки-наследники, но возможны всякие варианты, в том числе и любящие присваивать это право себе музеи. Штрафы за "контрафактное" использование (то есть такое, что ты использовал без разрешения, если даже владельца права невозможно найти) не ограничены, я знаю пример разорения крупного предприятия при иске на несколько миллиардов рублей. Требования владельцев авторского права законом также не ограничены.

Не знаю, как где, но в США, например, созданная по заказу правительства интеллектуальная собственность является общенациональным достоянием. Туда, в частности относятся и художники с фотографами (Лейденекер, Рокуэлл), работавшие в государственных журналах. У нас не так. У нас формулировки закона беспредельные. Срок действия авторского права был увеличен задним числом (то есть, те, кто вышел из авторского права туда снова зашёл) с 50 до 70 лет при Путине. Он и подписал этот закон.

Некоторые смешные и не очень истории, которые с этим связаны:

- Долгое время на Википедии.ру не было фотографии Юрия Гагарина. Ибо в России это запрещено. Мы брали фотографию Гагарина с Википедии.it, потому что его сфотографировал в Италии какой-то местный правительственный фотограф.

- Недавно какое-то дизайнерское бюро забросали ссаными тряпками, потому что на плакатах, посвященных ВОВ у них не советские, а германские солдаты. Три раза ха-ха. Они только германских солдат могут найти в общем доступе, ибо российские фотки использовать запрещено.

- Все, кто в теме, знают несколько абсолютно отмороженных наследников. К таким, например, относились (не знаю, как сейчас) наследники скульптора Вучетича. А это, на секундочку, Родина-Мать, Малахов курган и Трептов-парк. Так и живём с запрещённым Вучетичем, который, разумеется, работал на правительство.

- Художник Жилинский лично дал мне (нам - издательству) разрешение на использование его картин. После его смерти наследники сразу отозвали это разрешение. Теперь наши книги без Жилинского.

- В позапрошлом году мы готовили к 75 летнему юбилею Победы альбом живописи ВОВ. Сейчас, после запрещения Бессмертного полка и установления фашистского режима в России, это уже неактуально, но тогда казалось, что память о последнем подвиге России важна. Чиновники из Студии военных художников Грекова, мутно присвоившие себе права на созданные в ВОВ произведения и запретившие наши личные разрешения художников Дмитриевского, Сибирского и Самсонова, затребовали стоимость на одно(!) изображение практически равное цене печати целого тиража. Повторюсь, требования владельцев авторского права законом также не ограничены. Пришлось делать тонкий альбом, ориентируясь на картины ещё живого Бориса Неменского, наследников Виктора Кривоногова и тех, кто заключил договор с УправИС (бывшее РАО — Российское авторское общество) — там тоже цены высокие, но хотя бы терпимые. Разумеется, без картин художников Студии Грекова.

Далее. У нас постоянно лоббируются и придумываются новые продления срока действия авторского права. Известная клака известного народа пробила требование считать началом отсчёта 70 лет не дату смерти, а дату реабилитации жертвы сталинских репрессий (напр. Николай Гумилев).

И прямо противоположную американской практике поправку. Срок действия авторского права увеличивается на срок службы во время ВОВ (военные корреспонденты, авторы и композиторы военных песен).

Нулевой подмахивает, не читая. Ибо...

Как пример, вроде как (неоднократно наталкивался на профессиональную информацию, но не углублялся), идёт вялотекущая тяжба между каким-то государственным органом и фондом Рерихов, которому якобы завещал всё Святослав Рерих — сын Николая. Предмет тяжбы — авторское право на изображения Николая, умершего в 1947 (73 года как), но написавшего несколько заметок в какую-то советскую газету во время ВОВ.

У нас давно готов приличный альбом Рериха. Ждём.

Мы поднимаем этот вопрос всякий раз, когда нас зовут в правительственные или депутатские комиссии и подкомиссии по вопросам чтения, культуры и т.п. Уже, наверное, раз 15 поднимали. Ни одного шевеления в ответ.

Ибо продажные мелкие предатели.

ЗЫ. Конева у них где-то в Чехии убрали. Ха. Да они сами убрали в 100500 раз больше.
vdn

Скончался иконописец Александр Соколов

Оригинал взят у sevbal в Скончался иконописец Александр Соколов
IMG_5690_s2-580x396.jpg

Что такое чудотворная икона?
— Это таинственное и необъяснимое присутствие Божественной силы, которая проявляет себя в ответ на какие-то надежды, чаяния, просьбы людей.

Как это происходит – сказать не могу. Чудо – это не феномен, то есть не нечто необъяснимое с научной точки зрения. Чудо — то, что оказывает воздействие на душу, а естественным путем или сверхъестественным, не так важно. Если все проходит без каких-то последствий для человеческих душ, остается только пожать плечами и констатировать: «Ну, вот был случай».
Для человека, который участвует в таинствах Церкви, чудеса обычны. Если мы верим в чудо, что хлеб и вино превращаются в Плоть и Кровь Бога, верим, что через Причастие сами приобщаемся к Вечной Жизни, – это гораздо больше, чем исцеление какой-нибудь физической немощи.


Источник: http://www.pravmir.ru/aleksandr-sokolov-ikonopis-udel-marginalov/#ixzz3T1m8dVfc


Вечная память.

vdn

1000 русских художников 472 (Алексей Денисов-Уральский)

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич
(1864—1926)

Алексей Кузьмич Денисов имел полное право добавлением второй части к своей фамилии уточнить место своего рождения, свою любовь к родному краю, тематику большинства своих картин.
Основным учителем будущего певца уральских красот и величия был его отец, горнорабочий и художник-самоучка. Свою профессию и мастерство камнереза отец передал сыну, который в 1880-е годы получает регулярные награды за работы из уральских самоцветов.
В 1887 году был сделан первый шаг на пути от мастера-камнереза к самобытному художнику А.К. Денисову-Уральскому — приезд в Петербург и поступление в школу Общества поощрения художеств.
Фактически с этого же года начинается путь живописца, который посвятил свое творчество удивительному краю, его природе и людям. Перечисление небольшого числа работ А.К. Денисова-Уральского дает представление о замечательной любви художника к своей земле: Лесной пожар, Средний Урал, Вершина Полюда, Горка, Шинхан, Река Тискос, Камень Узкий на реке Чусовой, Полюдов камень, Пейзаж с озером, Камень Высокий, Геологический разрез, Кувшинный завод, Деревня Шайтанка. Добыча аметистов.
Патриотизм проявлялся у Денисова-Уральского и в том, что он различным государственным учреждениям делал много предложений по развитию Урала.
В 1924 году художник, находясь фактически в эмиграции (после образования Финляндии он оказался на ее территории), принимает решение о передаче в дар городу Свердловску (ныне Екатеринбургу) более 400 своих полотен, большую коллекцию минералов и изделий из самоцветов. К сожалению, сведения о судьбе дара, как и о месте захоронения художника, отсутствуют.

Лесной пожар
АЛЕКСЕЙ ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ. Лесной пожар. 1897
Collapse )
vdn

1000 русских художников 470 (Виктор Штембер)

Штембер Виктор Карлович
(1863 — не ранее 1917)

В канун пятидесятилетия Виктора Карловича Штембера (Штемберга) в Санкт-Петербурге в залах Императорского общества поощрения художеств открылась его юбилейная выставка, свидетельствовавшая о незаурядном даре художника-портретиста. Среди более ста портретов, экспонировавшихся на выставке, интерес представляли и изображения членов императорской семьи, и «особ, приближенных к императорскому дому», и многочисленные обобщенные портреты испанок, итальянок, цыганок, гречанок, портреты незнакомок, простолюдинок, современников и современниц, автопортреты. Небольшую часть показанных на выставке работ составляли пейзажи и натюрморты, оттенявшие мастерство портретиста.
Обучение же Штембера мастерству портретиста было непродолжительным. Известно, что в течение двух с небольшим лет (1881—1883) он был вольноприходящим учеником Академии художеств, вскоре после этого получившим художественное звание.

Музыкальный момент
ВИКТОР ШТЕМБЕР. Музыкальный момент
Collapse )
vdn

1000 русских художников 470 (Константин Первухин)

Первухин Константин Константинович
(1863—1915)

Автор многочисленных пейзажных работ, в том числе и с видами Италии, Константин Константинович Первухин родился в Харькове. Здесь он получил свое художественное образование, занимаясь вначале у Д.И. Безперчего в реальном училище, затем в частной рисовальной школе Раевской-Ивановой. С 1880-х годов появились небольшие по размерам и многочисленные пейзажи Первухина, написанные в столь привлекательной манере (считалось, что художник испытывает сильное влияние Н.Н. Дубовского), что охотно раскупались и любителями живописи, и коллекционерами различных возможностей. Поэтому многие работы К.К. Первухина находятся ныне в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея.

Осень на исходе
КОНСТАНТИН ПЕРВУХИН. Осень на исходе. 1887
Collapse )
vdn

1000 русских художников 469 (Николай Досекин)

Досекин Николай Васильевич
(1863—1935)

Работавший во многих видах изобразительного искусства Николай Васильевич Досекин оставил о себе память прежде всего как живописец-пейзажист. Родившийся в Харькове, он начал свое художественное образование в местной студии Е.Е. Шрейдера, продолжил его под руководством А.А. Киселева в Москве и закончил в мастерской Е.С. Кругликовой в Париже. Участвовать в выставках Н. Досекин начал с 1888 года. Его работы экспонировались Товариществом художников-передвижников, Московским обществом любителей художеств, Московским товариществом художников, Союзом русских художников. С 1896 по 1914 год Досекин жил в Париже, выставлял свои работы в знаменитом Салоне. Среди его картин дореволюционного периода следует назвать Море, Лунная ночь, У Азовских берегов, Скалы Мурмана, Ночная тишина, Портрет М.А. Олениной, Париж. Сена, Антверпенский собор, Сжатое поле, У мурманских берегов.
Естественно, что после 1917 года, когда художник жил в Москве, тематика его работ несколько изменилась — новое время требовало новых названий (Улица коммунаров в Париже, Выезд рыбаков-колхозников в море, Рабочий праздник на Москве-реке).
Работал Н.В. Досекин и как театральный художник, известен как автор ряда скульптурных работ. Известны иллюстрации художника к собранию сочинений А.С. Пушкина. Наконец, Н.В. Досекин написал несколько статей по теории живописи.

Париж. Улица Монмартр
НИКОЛАЙ ДОСЕКИН. Париж. Улица Монмартр
Collapse )
vdn

1000 русских художников 468 (Василий Перелетчиков)

Переплетчиков Василий Васильевич
(1863—1918)

В Государственном Русском музее находится картина Село Кривое на Северной Двине (1912) широко известного в начале XX века живописца и графика Василия Васильевича Переплетчикова. Третьяковской галерее в отношении художника повезло больше. В ней хранятся: Зимой в лесу (1895), Начало весны (1896), Пейзаж (1899), Базар в Архангельске (1902), Селение Порог (1911), Черемуха цветет (1915). Из перечисления названия картин становится ясным, что был В.В. Переплетчиков пейзажистом, причем пейзажистом отменным. Он много путешествовал, в том числе в северные края России — его интерес к красотам русской природы был органичным. Не удивительно, ибо учителями начинающего художника в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были корифеи пейзажной живописи и патриоты русской природы И.И. Шишкин и В.Д. Поленов.
Имя В.В.Переплетчикова было хорошо известно знатокам и любителям живописи. О его творчестве положительно отзывался скупой на похвалу В.В. Стасов. С работами художника можно было познакомиться на выставках Московского общества любителей художеств, объединения «36 художников», авторитетного общества «Мир искусства». Наконец, В.В. Переплетчиков был одним из учредителей Союза русских художников и активным участником его выставок.

Зимой в лесу
ВАСИЛИЙ ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ. Зимой в лесу. 1895
Collapse )
vdn

1000 русских художников 467 (Иван Горохов)

Горохов Иван Лаврентьевич
(1863—1934)

Сохранение в памяти отечественного искусства имен полузабытых, восстановление имен забытых — действо, нравственное для любого поколения. Перефразируя известное выражение замечательного писателя Андрея Платонова, можно утверждать, что без десятков и сотен малоизвестных или исчезающих в быстротекущем времени, очевидно, не слишком ярких и не сверхталантливых художников наша русская живопись неполна.
Одним из таких художников был Иван Лаврентьевич Горохов, родившийся в деревне Бели под Можайском. Отец будущего живописца — жадно тянувшийся к грамоте крестьянин из недавних крепостных способствовал тому, чтобы его сын не только много читал, но и много рисовал, ибо его страсть к этому занятию и большие способности были очевидными. Благодаря добрым людям крестьянский сын Иван Горохов был отправлен в Москву, где его без экзаменов приняли в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1886 году молодой художник успешно завершает учебу в нем и по совету К.Е. Маковского вместо продолжения образования в Академии художеств начинает самостоятельную творческую жизнь. Он возвращается в свою деревню и начинает писать картины на сюжеты хорошо знакомой ему крестьянской жизни: Крестьянские дети (1893), Портрет жены в русском национальном костюме (1893), Гнездышко (1895), По миру (1896), Яблочный базар в Можайске (1913). Работы И.Л. Горохова демонстрируются Товариществом передвижных художественных выставок на своих экспозициях, попасть на которые, по словам самого художника, было лестно, но нелегко. С 1905 и до 1930 года И.Л. Горохов преподавал рисунок и живопись в Можайске. В советское время писал портреты вождей революции, бытовые сцены, пейзажи Подмосковья, натюрморты. Часть картин художника во время Великой Отечественной войны пропала, видимо, навсегда. И все же во многих музеях страны работы И.Л. Горохова представлены. И это означает, что его имя не утеряно для нас.

У постели выздоравливающей
ИВАН ГОРОХОВ. У постели выздоравливающей. 1886
Collapse )
vdn

1000 русских художников 466 (Александр Головин)

Головин Александр Яковлевич
(1863—1930)

Замечательный русский художник Александр Яковлевич Головин достиг высот во всех направлениях живописного искусства, которыми его творческий талант повелевал заниматься. Это был блестящий театральный художник. Его работа художника-оформителя театральных спектаклей в Большом театре получила быстрое признание — его приглашают в Петербург на должность главного декоратора Императорских театров (спектакли Кармен, Гроза, Маскарад, и др., работа для дягелевских «Русских сезонов» в Париже — спектакли Борис Годунов М.П. Мусоргского, Жар-птица И.Ф. Стравинского).
Портретная серия А.Я. Головина — портреты Ф.И. Шаляпина в ролях Олоферна (1908) и Бориса Годунова, Автопортрет (оба — 1912), Портрет В.Э. Мейерхольда (1917) и др., приносит ему известность и признание коллег по искусству и многочисленных любителей живописи. Пейзажи и натюрморты художника (Купавки; Ветлы, 1909; Розы и фарфор, 1910; Нескучный сад, 1910-е; Осень, 1920) отличаются редкой лиричностью и красотой.
Многогранное мастерство художника опирается на прекрасную школу живописи, которую он прошел в молодости. Рано проявившиеся наклонности и талант А.Я. Головина были развиты в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881—1889) и закреплены во время его пребывания в Париже (1889—1897).

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского
АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН. Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского. 1912
Collapse )