Иванъ Петровъ (john_petrov) wrote,
Иванъ Петровъ
john_petrov

Categories:

Древности Российского государства 20



A — женский брачный венец. Б — панагия Иосифа Митрополита Вологодского
(хранятся в московском Успенском соборе)

В ризнице московского Успенского собора сохранились древние, серебряные с позолотой брачные венцы, мужской и женский, какие при венчании возлагались на царей и цариц. Они устроены в виде обруча, выдавшегося на челе коронкой, с городками по краям; на одном из них вырезан Деисус, а на другом — Знамение Богородицы, Богоотцы Иоаким и Анна.

Судя по стилю работы, венцы сии принадлежат XVII в.; фигурой своей сходствуют с древними из серебра, меди, железа и дерева, какие употреблялись при венчании.

Венец вообще как символ вечности, в особенности венец брачный как знак таинственного союза, награды за целомудрие и благословений небесных, известен был у иудеев, что видно из слов Исайи Пророка (LXI, 10): «яко на жениха возложи венец». В Песни Песней (III, 11) божественный жених представляется в венце «имже венча его мати его, и в день обручения его и в день веселия сердца его». Восточная православная церковь ввела в употребление при бракосочетании венцы, означавшие, по толкованию св. Иоанна Златоуста, «победу над соблазнами и сочетание двух в плоть едину». От них и самое бракосочетание называется венчанием, т.е. благословением церковным, которое преподается новоневестным с возложением на главы их венцов.

Венчанию предшествовало обручение перстнями, как приготовительная часть брака, в знамение «обручения Господу Богу церкви честной»; перстень у мужа был золотой, у жены — железный или серебряный, как знак преимущества и владычества одного, подчиненности и покорности другой. В древних требниках встречается еще чин постригания, совершавшегося крестообразно на главе венчаемых, перед возложением венцов, дотоле лежавших в алтаре на престоле. После венчания, в ектении, новобрачные нарекались князем и княгиней. Может статься, сии названия даны им оттого, что в первые века христианства на Руси венчались только князья и бояре; ибо современник Нестора, Иаков-черноризец представлял митрополиту Иоанну, что «не бывает на простых людях благословение венчания, но бояре токмо и Князья венчаются». В продолжение семи дней венцы с новобрачных не снимались; на восьмой день было разрешение венцов. Сей чин церковный совершался с молитвой, положенной в «Требнике»: возблагодарение Богу за соблюдение новобрачных в целомудрии.

Впоследствии эти обряды сокращены и венцам брачным дана форма короны.
На эстампе под № 36 вместе с брачным венцом изображена святительская панагия, золотая; на лицевой стороне ее вставлен древний камей, представляющий пророка Даниила (рспцЮфзт ДбнйЮл) с двумя львами при подножии; вокруг камея четыре самоцветные камня в гнездах, размещенные крестообразно. На обратной стороне вырезан крест на Голгофе с венцом на междукрестии, с копием и тростью; на полях следующая надпись: «в сей иконе мощи святаго Апостола Андрея Первозваннаго и святаго Апостола Варнавы, святаго великомученика Георгия, святаго мученика Анфеногена, да мощи Царя Константина».

Хотя в надписи на эстампе и означено, что панагия сия принадлежала «Иосифу, Митрополиту Вологодскому», но между иерархами Вологодской епархии не было митрополитов, а только епископы и архиепископы, в числе коих встречаются архиепископ Иосиф I (хиротонисания в 1708 г.) и Иосиф II (хиротонисания в 1761 г). По описи же соборной, панагия сия известна под именем Иосифовской оттого, что взята из Иосифовского Волоколамского монастыря, где окончил жизнь свою Всероссийский митрополит Даниил, лишенный святительского сана в 1539 г. Вероятно, эта панагия ему принадлежала; в чем удостоверяет изображение на ней тезоименитого ему пророка Даниила. После кончины сего святителя, известного в гражданской истории распрями своими с боярами, а в церковной словесности своими полемическими сочинениями, сие знамение святительства его, вероятно, по завещанию поступило в Успенский собор, где он поставлен во Всероссийские митрополиты 27 февраля 1522 г. из игуменов Иосифова Волоколамского монастыря.



Мужской брачный венец
(хранится в московском Успенском соборе)



Вся подборка Древности Российского государства
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author