Иванъ Петровъ (john_petrov) wrote,
Иванъ Петровъ
john_petrov

Categories:

Из комментов. Неактуальное. Про авторское право

Из комментов про Сталинградскую битву и Второй фронт:

Я не юрист, я редактор и издатель, поэтому упомяну лишь то, с чем сталкиваешься в практике. Причём, уже давно всё это похер. Просто комментарий к записи о недавнем недоумении Путина про учебники.

Запреты работают просто. По нашему закону. Есть автор — создатель интеллектуальной собственности. К ним относятся автор текста, стихов, музыкального произведения, архитектор здания, автор скульптуры, архитектор здания, предмета изобразительного искусства, и даже любой фотограф и дизайнер любого музейного интерьера, если такого даже и не было. А дальше любой издатель учебника, книги, альбома, видеопрограммы и проч. обязан договариваться с владельцем этого интеллектуального права. Никаких поблажек для образовательного продукта нет, никаких правил цитирования нет. Это, как правило, потомки-наследники, но возможны всякие варианты, в том числе и любящие присваивать это право себе музеи. Штрафы за "контрафактное" использование (то есть такое, что ты использовал без разрешения, если даже владельца права невозможно найти) не ограничены, я знаю пример разорения крупного предприятия при иске на несколько миллиардов рублей. Требования владельцев авторского права законом также не ограничены.

Не знаю, как где, но в США, например, созданная по заказу правительства интеллектуальная собственность является общенациональным достоянием. Туда, в частности относятся и художники с фотографами (Лейденекер, Рокуэлл), работавшие в государственных журналах. У нас не так. У нас формулировки закона беспредельные. Срок действия авторского права был увеличен задним числом (то есть, те, кто вышел из авторского права туда снова зашёл) с 50 до 70 лет при Путине. Он и подписал этот закон.

Некоторые смешные и не очень истории, которые с этим связаны:

- Долгое время на Википедии.ру не было фотографии Юрия Гагарина. Ибо в России это запрещено. Мы брали фотографию Гагарина с Википедии.it, потому что его сфотографировал в Италии какой-то местный правительственный фотограф.

- Недавно какое-то дизайнерское бюро забросали ссаными тряпками, потому что на плакатах, посвященных ВОВ у них не советские, а германские солдаты. Три раза ха-ха. Они только германских солдат могут найти в общем доступе, ибо российские фотки использовать запрещено.

- Все, кто в теме, знают несколько абсолютно отмороженных наследников. К таким, например, относились (не знаю, как сейчас) наследники скульптора Вучетича. А это, на секундочку, Родина-Мать, Малахов курган и Трептов-парк. Так и живём с запрещённым Вучетичем, который, разумеется, работал на правительство.

- Художник Жилинский лично дал мне (нам - издательству) разрешение на использование его картин. После его смерти наследники сразу отозвали это разрешение. Теперь наши книги без Жилинского.

- В позапрошлом году мы готовили к 75 летнему юбилею Победы альбом живописи ВОВ. Сейчас, после запрещения Бессмертного полка и установления фашистского режима в России, это уже неактуально, но тогда казалось, что память о последнем подвиге России важна. Чиновники из Студии военных художников Грекова, мутно присвоившие себе права на созданные в ВОВ произведения и запретившие наши личные разрешения художников Дмитриевского, Сибирского и Самсонова, затребовали стоимость на одно(!) изображение практически равное цене печати целого тиража. Повторюсь, требования владельцев авторского права законом также не ограничены. Пришлось делать тонкий альбом, ориентируясь на картины ещё живого Бориса Неменского, наследников Виктора Кривоногова и тех, кто заключил договор с УправИС (бывшее РАО — Российское авторское общество) — там тоже цены высокие, но хотя бы терпимые. Разумеется, без картин художников Студии Грекова.

Далее. У нас постоянно лоббируются и придумываются новые продления срока действия авторского права. Известная клака известного народа пробила требование считать началом отсчёта 70 лет не дату смерти, а дату реабилитации жертвы сталинских репрессий (напр. Николай Гумилев).

И прямо противоположную американской практике поправку. Срок действия авторского права увеличивается на срок службы во время ВОВ (военные корреспонденты, авторы и композиторы военных песен).

Нулевой подмахивает, не читая. Ибо...

Как пример, вроде как (неоднократно наталкивался на профессиональную информацию, но не углублялся), идёт вялотекущая тяжба между каким-то государственным органом и фондом Рерихов, которому якобы завещал всё Святослав Рерих — сын Николая. Предмет тяжбы — авторское право на изображения Николая, умершего в 1947 (73 года как), но написавшего несколько заметок в какую-то советскую газету во время ВОВ.

У нас давно готов приличный альбом Рериха. Ждём.

Мы поднимаем этот вопрос всякий раз, когда нас зовут в правительственные или депутатские комиссии и подкомиссии по вопросам чтения, культуры и т.п. Уже, наверное, раз 15 поднимали. Ни одного шевеления в ответ.

Ибо продажные мелкие предатели.

ЗЫ. Конева у них где-то в Чехии убрали. Ха. Да они сами убрали в 100500 раз больше.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments